Часть произведений искусства создается не просто так, а с целью активно воздействовать на мир. Подчас – совершенно конкретной целью, пусть оной является, к примеру, реклама пива марки “Оболонь” – представьте, вышел сборник фантастических рассказов на эту тему. Среди этих попыток встречаются и удачные, когда книга или фильм оказывает ожидаемое, и даже – сверх того – воздействие. Науке неизвестно, выросли продажи украинского пива под влиянием сборника рассказов, или не выросли, но вот хрестоматийные примеры попадания “в яблочко”. Многие полагают, что одним из толчков к началу Гражданской войны в США явилась книжка Гарриет Бичер-Стоу “Хижина дяди Тома”. Никто сейчас не будет спорить, что роман Н. Г. Чернышевского породил целую плеяду революционеров, в том числе и В. И. Ленина, а фильм Д.У. Гриффита “Рождение нации” не только способствовал возрождению Ку-клукс-клана, но и аукнулся волной нацизма в послевоенной Германии.Что же за проблема заставила взяться создателей “Хикару и го” за работу? Формулировка проста: “Возродить интерес к Го в Японии”. О Японии все знают понемножку: самураи, гейши, Цусима, карате, суши, Курасава и так далее. А вот что есть го?

Го – очень сложная логическая игра. Известна в Японии как “го” и “и-го”, в Китае – “вейци” или “вейчи”, в Корее – “бадук”, в старой русской переводной литературе – “облавные шашки”.Игра довольно-таки древняя, по крайней мере, еще Конфуций, или Кун-цзы — учитель Кун (около 551 — 479 до н. э.) – пренебрежительно заметил: “Даже играть в эти игры лучше, чем предаваться праздности”.

Хотя очень многие полагают Китай местом происхождения “облавных шашек”, сами китайцы с этим не согласны. Они кивают то на Тибет, ведь “Тибетское го” сохранило, как считают некоторые исследователи, черты ранних форм игры го, многие из которых впоследствии были исключены из развивавшейся игры, то на Индию, откуда игру могли принести буддийские миссионеры. Есть и более западные версии. Что-то отдаленно похожее на “облавные шашки” находят на древнеегипетских папирусах. Наконец, игру могли занести пришельцы или оставить в подарок некие предыдущие расы, атланты, или вовсе цивилизация динозавров. В целом, происхождение го покрыто мраком, оно даже темнее, чем у шахмат. Ведь идея: “окружил чужой камень со всех сторон – значит, пленил/съел/убил” крайне проста, такие игры могли возникнуть и в нескольких местах Земного шара независимо друг от друга. В подтверждение – увлечение отечественных студентов и школьников игрой в “точки”, правила которых приблизительно соответствуют древнему проообразу го. Потому что в современном го (равно как и в вейчи, в бадуке), играют не на “поедание” противника, а на захват территорий, что является более высокой ступенью развития. Не война на уничтожение, а контроль над пространством!В древние времена играли на досках различных размеров, наиболее распространенным форматом являлся 17 на 17. Около 500 года был закреплен, как стандарт, 19 на 19, доски меньших размеров, например, 9 на 9, стали использовать, преимущественно, для обучения.

В Японию, по всей видимости, го принесли именно буддийские монахи – где-то около начала нашей эры, но распространения еще не получила. Модной игра стала чуть позже, как результат переселения в 7 веке в Японию из Кореи ученых, чиновников, артистов, бежавших от политического хаоса.Вот важная дата, почти круглая:
701 год – императорским эдиктом впервые игра была признана неазартной и приравнена к упражнениям на музыкальных инструментах.
Удивительно, но го долгое время оставалось запретным или не одобряемым для самураев, еще в начале XVI века Нагаудзи в “Двадцати одном правиле”, определяющем основные принципы жизни воина, в частности, писал: “Плохих друзей, кого следует избегать, ищи среди тех, кто играет в го, шахматы и на сякухати. Ты ничего не потеряешь, если не будешь знать об этих развлечениях. Заниматься ими — значит без пользы терять своё время”.

Здесь мы имеем значительное различие с Европой, где шахматы быстро вошли в атрибутику рыцарства. В Японии долгое время го оставалось игрушкой высших слоев общества, в частности – императорской семьи, поэтому должность “императорского учителя го” была, ну просто, необходимой. В дальнейшем играть в го самураям все-таки разрешили, и даже – рекомендовали. Появились семьи-династии учителей, и, одновременно, сильнейших игроков страны. Откуда деньжата? Го пользовалось государственной поддержкой!
1603 год – сёгуном (правителем) Няэсу был издан эдикт об учреждении Академии го. Впервые выдающиеся специалисты получили поддержку правительства в виде земельных угодий и годового пайка риса, а также некоторых привилегий. В 1612 году основаны “четыре го-школы”, все сильнейшие игроки, дзё-дзю и более сильные, были награждены ежегодным жалованием.

Развивалась и теория го, составлялись руководства и задачники.

Даже женщины играли в го!Грянула 1868 “революция Мэйдзи” (1868), она привела к упадку го, так как в результате буржуазных реформ игра была причислена к анахронизмам феодального периода. Самураи лишились привилегий, а на го перестали давать деньги. Умерла игра? Как бы не так! Проведение соревнований, выпуск литературы, да просто реклама, связанная с го, оказались прекрасным вложением для стремительно набиравшего силу капитализма. Значимость японского го для мира росла параллельно экономическим и военным успехам страны восходящего солнца. Величайшие игроки – японские, лучшие учителя – там же, партии-шедевры – все оттуда…

Во время второй мировой войны японцы играли в го, несмотря на бомбежки. Так, но свидетельству участников матча на титул Хонинбо, проходившего на окраине Хиросимы в августе 1945 года, атомная бомба сброшенная американцами на Хиросиму, взорвалась между 106 и 107-м ходом второй партии матча Хасимото – Ивамото. Ударная волна выбила стекло из окна комнаты, где проводился матч, разметала камни. Несмотря на это, позиция была восстановлена и партия продолжалась.

Даже поражение во Второй Мировой войне мало что изменило. Запрет на го во времена Культурной революции убрал на долгие годы Китай, как потенциального соперника Японии.

Кризис начался позже. С двух сторон.

С одной стороны… В мир го вновь вошла Корея, с ее не просто традициями, а настоящим помешательством на бадуке. В стране, население которой примерно вдвое меньше японского (В Японии проживают сейчас 127 миллиона человек, в Южной Корее – 47 миллионов, в Северной – 22 миллиона), любителей древней игры было в разы больше. Отнять пальму первенства у Японии, взять реванш за прошлые обиды – стало чуть ли национальной задачей. И они, корейцы, ЭТО сделали! На сегодня они – лидеры спортивного направления го. Невероятная страна, где подростки повально увлечены не только компьютерными играми, но и древнейшей из логических игр! К слову, в Китае го вновь процветает, по разным данным в соревнованиях регулярно играют не менее 15 миллионов жителей Поднебесной.

Вторая сторона касается только что упомянутых компьютерных игр. Когда-то в древности не было домашних компьютеров. И даже – я правду говорю – игровых приставок! Что было делать тем молодых людям, для коих наслаждение – шевелить мозгами, да не просто, а каждый раз доказывая, что они шевелят ими лучше, чем другие? Для СССР таким предметом приложения мозгов являлись шахматы, для Японии – го. Но потом началась компьютеризация, стало чем занять голову, программисты до сих пор требуются везде. А для любителей играть… К нам пришли компьютерные игры, а в них – целые миры: красочные, увлекательные, плоды неудержимой фантазии, теперь еще менее ограниченной какими-то рамками. Начался стремительный отток молодежи от классики – настольных игр. Вот конкретные цифры: В 70-е годы число игроков в Японии достигло пика: тогда их было 12 миллионов. В 1998 году число игроков в го в Японии сократилось до каких-то 3,9 миллиона.

Это реальность, от которой никуда не деться. Но сдаваться? Нет, решили японские энтузиасты го – мы еще поборемся.

Где бороться? Разумеется, в культурной сфере. Литература? Увы, и там – кризис…

“Из всех искусств для нас важнейшим является кино” – этот плакат я прочитал бессчетное количество раз, проходя мимо местного кинотеатра. Вздыхал, в основном, по поводу 6 согласных в ряд. Ведь в целом – правильно, с той лишь поправкой, что В. И. Ленин понятия не имел об аниме! Что еще может поспорить сейчас в Японии с компьютерными играми, совместив в себе лучшее из кино, музыки, театра? Только аниме.

Долго не решался сделать попытку разъяснить тут в двух словах, то аниме – это не “кетайские порномультики с большими глазами”. Потом пришло в голову: ведь статья для любителей аниме, чего им объяснять? Вот разве что…

Одной из отличительных черт японского аниме является то, что подавляющее большинство произведений данного вида искусства снимается не на пустом месте, а по существующей – законченной или в процессе создания – манге. Исключение – сериалы, снятые по… компьютерным играм.

Что же это за зверь такой – манга? Все просто, есть аналоги: американские комиксы. Книжки, состоящие из картинок с диалогами героев, характерны для многих культур, даже для России до 1917 года, когда тираж “лубка” превышал общее количество выпущенных единиц прочей литературы. В дальнейшем в СССР лубок придушили, зато в США и Японии этот подобный вид искусства рос, развивался, цвел и пахнул.

Отличительные черты манги по сравнению с комиксами? Если сказать, что картинки расположены справа налево, то знатоки даже рассердятся, хоть оно и так на самом деле. Главное – непередаваемый японский стиль! Словами не объяснишь. Просто “опробуйте на вкус” пару-тройку томов какой-нибудь популярной манги…Можно сказать, что на манге производятся предварительные испытания будущего аниме. Ведь на ее создание уходят силы только художника и издательства, снять аниме, мягко говоря, дороже. Нарисовали, пусть только самое начало истории, напечатали, продали – и ждем реакции потребителя. Варианты: “Не зацепило” – никто не покупает, можно ставить крест на проекте. Ругают “в целом” – увы, дело безнадежно. Огрызаются по конкретностям – можно что-то исправить, но стоит ли? Настоящему шедевру мелкие неточности прощаются… Хвалят, ждут следующих томов – есть шанс. Кричат: “Шедевр, хочу продолжения, хочу аниме по этой манге” – можно браться за создание фильма.

В манге “Хикару и го” 23 тома. Печаталась: c 30.04.1999 по 04.09.2003 Художники (в Японии художник, рисующий мангу, называется мангака) – Хотта Юми и Обата Такэси.

Первый том вышел тиражом в 30,000 экземпляров, и, учитывая то, что её появления уже ждали, облизываясь в предвкушении, игроки-“даны”, ушла с прилавков за день. Манга приобрела дикую популярность, появления очередных томов ждали, глотая слюни. Ведь любителей го в Японии – миллионы! Мангой заинтересовался Нихон Кийн (Nihon Kiin – научный исследовательский Го институт, тот самый, что проводит “экзамены на “про” и матчи на титулы) и решился на вполне отчаянный поступок – спонсировать работу над аниме сериалом.

Нетрудно заметить, что работа над аниме началась еще до завершения трудов над мангой, создание фильма шло как бы вслед, постепенно нагоняя. Иногда, заметим, догоняя. Не сидеть же без работы? Тогда приходилось, есть такая традиция, снимать филлеры, то есть отдельные серии-истории не по манге, никак не нарушающие течение сюжета. Пример – 66-я серия, в ней зритель возвращается на пару лет назад и узнает о событиях, предшествующих – для Акиры – первой игре с Саем/Хикару.

Замечу, что в 75 серий вошли не 23 тома, а лишь 18 и 1-я (149-я в общем списке) глава 19 тома.

После 60-ых серий соотношение Бюджет\рейтинг склонилось не в лучшую сторону, и на 75-ой серии его решили закрыть

В 2003 году (премьера 03/01/2004) был снят полнометражный аниме-фильм, соответствующий от 150 главы 19 тома до 167 главы 21 тома манги. Хвостик истории так и не экранизацирован. Есть разные мнения по этому поводу, по моим прикидкам лидирует следующая точка зрения: создатели правильно поступили, закончив на 75 серии. Полнометражка – для фанатов, которым хочется еще раз встретиться с любимыми героями. Кто знает, возможно, мангу доснимут полностью? Или выпустят какое-нибудь дополнение к основному сериалу, например, историю Сая и Торадзиро? Можно только гадать.

В наше время популярность научились мерить. Методами – активным опросом и “пассивным” подсчетом числа упоминаний в СМИ. Так вот, у аниме “Хикару и го” – высокое положение во всех опросах. Например, популярный в нашей стране сайт http://www.world-art.ru/animation отдавал, на 19/09/07, 8 место в общем рейтинге аниме. Слежу за этим показателем около года, бывало, популярность сериала опускалась до 13 места, но никак не ниже. За это время сменилась куча лидеров рисованного кино, но лишь некоторые, например, “Стальной алхимик” и “Крутой учитель Онидзука”, твердо удерживаются в первой десятке. Потому как шедевры. И “Хикару” входит в это золотое, вернее, бриллиантовое число супераниме.

Что же до опросов тематических, по “спортивному аниме” – для “Хикару и го” нет соперников вообще. Четкое первое место. С “отрывом”. Хотя, какой это спорт? Менее всего – спорт! И все-таки… Абсолютный лидер! Популярность “пассивным методом” может прикинуть любой пользователь интернета. Включите поисковую программу, Гугль, Рамблер или Яндекс, наберите “Хикару и Го”, либо “Hikaru no Go” – и жмите ввод. А что б нагляднее – опробуйте поиск среди картинок. Бездна ссылок… О некоторых других, косвенных признаках популярности поговорим чуть позже.

Да, труды создателей сериала не пропали даром, в Японии наблюдался всплеск интереса к го среди детей и подростков – сразу после показа и годами позже. Есть данные, что активных игроков сейчас, в 2007 году, около 7 миллионов – сравните с 3, 9 в 1998 году. Но воздействие оказалось куда шире, чем планировалось: множество людей по всему Земному шару, детей и повзрослее, отаку и просто объединенных любовью к аниме, посмотрели “Хикару и го”. И – “загорелись”. Сериал показали по телевидению в Израиле – и вот уже множество юных новичков го из этой страны – на игровых серверах го.Факт: большая часть вновь приходящих в го в нашей стране – это те, кого заманил туда супер-мультфильм. Я читал о го ранее, в журнале “Наука и жизнь”, запомнил элементарные правила, но интереса к игре не возникло. Шахматы казались куда “Веселее”, ну, почти как Каге с его японской разновидностью игры на 64 клетках – шоги. А вот аниме-сериал шибанул меня, старого шахматиста, не по-детски, зацепило, как рыболовным крючком – и поволокло – попробовать сыграть самому.

Подавляющий процент русских любителей аниме смотрит их на японском языке, читая субтитры на русском. Уж такова традиция: дублирование, как правило, убивает часть духа любого фильма, аниме – в особенности. Теперь давайте посчитаем. 75 серий по 23 минуты, итого – 1725 минут, или около 29 часов просмотра. Только ли просмотра фильма? Нет, не только – в течении более чем суток зритель ЧИТАЕТ субтитры. Так что же это получается? А получается – КНИГА, настоящая детская книга с движущимися иллюстрациями! Кто говорит о смерти детской литературы? Вот он, новый шаг! А уж качество этой книги, о… Астрид Линдгрен, Джоанне Роулинг и В. П. Крапивину придется подвинуться, ведь “Хикару и го” еще и идеальный роман для детей и подростков!

По традиции, каждая серия в аниме предваряется небольшим клипом – с песней, специально написанной к данному аниме. Клипом, причем другим, она, серия, и заканчивается, это так называемые опенинг и эндинг. К “Хикару и го” сделаны несколько опенингов и эндингов, меняющихся по мере взросления героев. И все они великолепны!

Но в “Хикару и го” создатели решились на нечто новое: в конце каждой серии, после эндинга, зрителей ждет микро-урок, проводимый настоящим “про” с настоящими, опять-таки, детьми. Всего несколько пятьдесят секунд, но за 75 серий можно, в первом приближении, освоить азы игры! Уроки проводит очаровательная девушка, Умезава Юкари (Umezawa Yukari) – в то время “про” 3 дана (последние вести из интернета – уже 5 дан), ей помогают двое юных игроков, девочка Май-чан (Mai) и все полнеющий от серии к серии Юки-кун (Yuki).

О сюжете. Оригинальной саму фантастическую идею в “Хикару и го” назвать не могу, если честно, то призрак великого игрока прошлого – первое, что приходит в голову. Когда-то, еще до того, как увидел сериал, я решил написать фантастический “шахматный” рассказ. Идея? Ох-ти, все банально, неуспокоенная душа великого шахматиста прошлого с желанием обыграть нынешнего чемпиона. Рассказ вышел посредственный, напечатали – и забыли, а вот японцы сделали из сказки о мальчике и призраке прямо-таки конфетку!

Здесь остановлюсь, не стоит пересказывать уж так сразу все, и в подробностях.

Но одно добавлю: “Хикару и го” изготовлено по строгим классическим правилам, существующим в фантастике со времен Г. Уэллса. Так называемое “Правило одного фантастического допущения”. Вот у нас есть призрак, которого видит и слышит только один мальчик. Точка. Все остальное – как в настоящей жизни, без иных фантастических допущений, без королей, принцесс и прочих вампиров. И, что важнее – без супер-бойцов, выделывающих явно нереальные трюки в иных фильмах и супер-злодеев, злоба которых – главная тайна многих книг, комиксов и анимешек. В этом – секрет доверия читателя и зрителя к фильму и книге.

Теперь понемножку о героях сериала.

Трудная задачка – “изготовить” главного героя.Вот на старте сериала мальчик 12 лет, мы ему челку в рыжий цвет выкрасили, а все остальное? Хороший, очень хороший мальчик? Да кому он такой сдался? Нет уж. Придурок? Это оставим для американского кино. Пацан должен быть умным, активным физически, но немного ленивым в учебе, обязательно – смелым, иначе в герои – никак. Ему придется изворачиваться – стало быть, еще и хитрюгой! Заказ исполнен – вот он, Шиндо Хикару! Ему палец в рот не клади! Завел призрака, так никаких ему поблажек: “Хочешь поиграть в го? А я не хочу! Отработай сначала контрольную по истории…”.

Себе на уме, твердо знает, что “Мое сердце принадлежит только мне”. Другой бы радовался, до титулов и миллионов денежных единиц – вприпрыжку, только играя по подсказкам. Не таков Хикару, он хочет сам! А что делать бедному Саю, сила, понятно, на стороне мальчика. Но иногда Шиндо добреет и балует невидимого друга. Играет почти два месяца по интернету, создавая “Загадку Сая”. Потом приходится выкручиваться, и исполняет это паренек не хуже, чем Штирлиц в известном не-аниме сериале. Кажется, некоторые персонажи, прямо-таки как Борман, в конце концов, махнули рукой: ну что с него, Шиндо, добьешься, все равно отопрется! Заметим, что у него много друзей – Вайя, Исуми, Акира, все они делают ему что-то хорошее. А вот со стороны Хикару “добрые дела” – разве что в отношении Сая, и то лишь повзрослев. По большому счету Шиндо даже положительным героем трудно назвать, все для него, а он… По-настоящему Хикару, как личность, проявляется в момент исчезновения Сая. Проверку на верность другу он выдерживает…

Самый сложный персонаж, самый фантастический-мистический – это Фудзивара Сай. Призрак или дух, понимай как хочешь. Жил почти тысячу лет назад, потом вселился в мальчика Торадзиро, сделал его лучшим игроком в го, но тот умер в расцвете лет. Каким-то образом Сай попал в гобан (это доска с ножками для игры в го), где просидел еще 140 лет, а потом подружился с другим мальчиком, Шиндо Хикару. Вот и завертелось. Видел и слышал Сая только Шиндо, для остальных – сплошные загадки, как это пацан, никогда прежде не игравший, демонстрирует мастерскую силу? Видимо, персонажи сериала совсем не читали ничего про паранормальные явления, и фильмов на эту тему не смотрели, а то бы давно предположили в Хикару врожденного медиума, контактера иным/мировым разумом, или, скажем, что-нибудь с переселением/подселением душ.Сай колоритен, в белых одеждах, высокой темной шапке, длинные волосы, изящные черты лица, изысканные манеры – все-таки бывший придворный. Его столкновения с реалиями 21 века часто уморительны.

По поведению Сай напоминает подростка, ему не то что 1000 лет. И двадцати не дашь. Такой непосредственный, иногда обидчивый, часто суперэнергичный: “Что же мы будем теперь делать, что же будем делать?” – бегая возле нового гобана – хикарин дедушка раздобрился на покупку.

Редкость: Сай орет на Шиндо. Но ведь тот ленится записаться на занятия к про!

Остается загадкой, куда именно подевался Сай после исчезновения. Совсем испарился? Тогда чего веером делал во время партии с Исуми?

“Очень, очень, очень хороший мальчик” – из досье на главного героя мультфильма “Остров сокровищ”. Кто-то, а уж Тойо Акира больше, чем кто-либо в “Хикару и го”, подходит под такое определение. И аккуратный, и старательный, и трудолюбивый, и ранец у него как новенький, потому что после уроков не шляется черте где, и в школе отличник, и самый-самый сильный ребенок в мире японского го. В первой серии его даже жалко – нифигасе: приходит какой-то шалопай с улицы, даже камни держать не умеет – и обыгрывает надежду японского го. Вот если бы зритель знал, до чего Акира положительный во всех отношениях, то позлорадствовал – точно. С другой стороны, возьмем его поединок с другим мальчиком, победителем детского турнира.Пока то да се – просто ангелок наш Тойя.

Но вот начинается игра – и взгляд становится холодным, жестким, прям – самурай в бою, щас зарублю! А как бедняга ломает голову в стремлении разобраться с Шиндо? Получает от “Загадки Сая” по полной программе. Но, если разобраться, Тойя Акира – на самом деле хороший парень. Ведь потащился же в школу, убеждать Хикару – тот в трансе после исчезновения Сая – вернуться в го. Если разобраться – зачем? Ведь конкурент? Уже вполне реальный, прошел экзамен на про, быстрота роста “Как у Кураты”. Вероятно, об этом не думал, просто хотел вернуть друга-соперника.

А загадка Хикары/Сая? Ведь Акира подобрался-таки почти к истине, но разве от Шиндо чего добьешься?

Тень прошлого… В сериале есть герой, показанный лишь мельком, в воспоминаниях Сая, но его тень незримо простерта над всем фильмом. Это Торадзиро, тот, кто за 140 лет до Хикару “принял в свое сердце” неприкаянную душу Сая. Торадзиро не очень любил играть в го, охотно “перепоручив” игры Саю. И стал знаменит, всех обыграв.

Принял титул Хонимбо и имя Шусаку (вариант произношения – Сюсаку). Хонимбо Шусаку – действительно живший в 19 веке игрок, сильнейший для своего времени, сохранились записи его партий, признанные истинными шедеврами.

Тойя Койо, персонаж, олицетворяющий Японию и го. Обладатель пяти титулов, один из немногих, стремящийся постичь “высшее мастерство”. Высшая ступень в иерархии го, по крайней мере, среди живых людей. Тойо Койо весь из себя такой традиционный, даже сын дома ходит в национальной одежде, что там говорить об отце? Но в том, что сын Койо – надежда японского го, есть и некий глубокий смысл. Передача древних традиций, от отцов – сыновьям, ведь именно ради того, чтоб она не прерывалась, и затеян весь аниме-проект.Если Шиндо – соперник Акиры, то Фудзивара Сай – соперник Тойо Койо.

Вайя… В наше время любят проводить опросы в интернете с последующим размещением результатов для всеобщего обозрения. Нередко встречается и такой: “Любимый персонаж в конкретном аниме”. Так вот, “приз зрительских симпатий”, как в Японии, так и России, частенько получает, представьте, не Сай и не Хикару, а друг главного героя – Вайя. Он что, такой кавайный? Нет, есть помиловидней, даже тот же Исуми. Тогда в чем же дело? Вайя, по определению Моришаты – а у него 9 дан, должен разбираться – трудолюбивый, верный и очень наивный. Но это не все. Для многих Вайя олицетворяет “патриархальный подход”: он долгие годы занимается у одного и того же учителя, даже обедает частенько в его доме, за одним столом с семьей Моришата-сенсея. И, как во всех традиционных историях и сказках, в ученика, кажется, влюблена дочь сенсея. Все так, как было тысячу лет назад.

Хотя мальчик очень даже современный, в отличие от Тойо Койо не ходит в национальной одежде, зато может целый день играть в го по интернету. Именно по этой причине Вайя – одна из первых жертв “Загадки Сая”. Отличный товарищ, готовый протянуть руку помощи. А иногда – и пустить за друга кулаки в ход. Единственная драка за 75 серий – с участием Вайи.

Исуми – персонаж необычный. Сосредоточием кавайности, обыкновенно, делают в аниме кого-то маленького, юного и бесполезного. Исуми старше всех в Инсее, играет тоже лучше всех, но вот – не везет год за годом. Возможно, из-за доброты – ведь он, вместе с Вайей, водит Шиндо по салонам, приучая не бояться “больших дядей”, и тем самым – создавая конкурента. Слаб этот переросток-симпатяга и психологически, его буквально ломает история с ошибочно поставленным камнем. Но именно он, а не Вая или Акира, заставляет Хикару вернуться в мир го. Все трудно дается Исуми, талантливый невезунчик просто. Но он воспитывает характер, переламывает врожденную слабость – и в эпизоде с партией с Очи, и в Китае, и в показательной партии с Хонимбо Кувабарой, а ведь старик буквально подавил его во время интервью. Но был повержен в партии!

Митани: трудно удержаться от мысли, что Митани создан всего лишь для двух целей: показать, как нехорошо маленьким детям играть на деньги, тем более – жульничая, а также дать возможность Хикару побыть “очень хорошим мальчиком, удерживающим плохого мальчика от дурных поступков”.Роль, по моим наблюдениям, для Шиндо мало характерная, ему бы камешки на голову кому-нибудь высыпать!

“Идиот, читающий во время партии книгу о джосеках”. Да, это Цуцуи, такой маленький японский аналог “одноглазого любителя” из Васюков. Не получив от рождения специфического дарования, слабый игрок, он, тем не менее, из тех, на ком держится массовое го. Маленький организатор, Цуцуи пропагандирует го на школьном фестивале, добивается организации школьного клуба, ищет новых игроков. Его будущее ясно: он никогда не бросит го, будет помогать начинающим, проводить турниры, организовывать клубы. Может, займется го-журналистикой.

Акари: у героя, даже самого юного, должна быть подружка! Иначе – непорядок. Раз фильм об умной игре, то и подружка не может быть дурочкой. Да, Акари умна, ее партия длится многие годы, цель – заполучить любимого мальчика, затем юношу – Хикару, а путь – разделить с ним его увлечения. “Что я здесь делаю?” – спрашивает саму себя Акари, она в го-школе, Хикару давно ушел в “высшие сферы”. “Ничего, пока Хикару интересуется го, я тоже буду…” – да, он от нее никуда не денется!

Кага.Очень колоритный персонаж, украшение первых серий. В списке “героев с функциями” ему не слишком повезло: будучи очень талантлив, в детстве “не выдержал напряжения борьбы” и сломался, соперничал с Акирой, о чем последний, разумеется, даже не подозревал. “Завязал” с го, но иногда готов “развязаться” на партию-другую. Кага играет теперь в японские шахматы – шоги, а го – любит и ненавидит одновременно.

Слева -эпизод, доказывающий, что маленький Шиндо – не трус!

Очи.Замечу, что в сериале нет явно отрицательных героев, никаких тебе злодеев, представьте. Но ведь надо же кому-то придать отрицательные черты? Кому? Ну, сыну богатеньких родителей, разумеется. Мальчика привозят на игру на лимузине, нанимают профессионалов для уроков и учебных партий на дому. Он здорово играет, а на него не обращают внимания, все на Хикару, да на Хикару. Обидно. Отчего бы, в таком случае, не применить методы “психологического воздействия”? Очи пробует себя в этом плане, не всегда удачно, зато как, в результате, разворачивается сюжет!

Приходит в голову, что Хонимбо Кувабара – это Очи в старости, он превзошел все психологические приемы и неплохо развил интуицию. При первом появлении Кувабара так внимательно смотрит на Шиндо, что можно подумать: еще один человек сумел увидеть Сая. Но нет, создатели “выдержали сюжет”, никаких левых допущений! Странно, но в опросах любителей аниме этот персонаж почему-то вызывает явные антипатии. Но ведь он ничего плохого не сделал! Ну – психологические атаки, подумаешь… Зато – один из сильнейших и уважаемых в мире го. Более того, его титул таков же, как когда-то у Сая-Шусаку.

Моришата, учитель для Вайи – по жизни, а для Хикару – по выходным, 9 дан, он часто появляется на экране. Но поначалу смысловую нагрузку несет лишь в отношении Вайи, для основного действия – он безликий учитель дополнительных занятий главного героя. Ситуация кардинально меняется в последних, неэкранизированных томах манги, там настоящая, боевая партия между Моришатой и Шиндо. Это урок для главного героя: добродушный учитель вдруг превращается в эдакого монстра. Проблема настоящих боев между учителем и учеником всегда волновала японский кинематограф. В “Хикару и го” на этических моментах не заостряются, показан матч Тойо Койо с Огатой-сенсеем, вроде – никаких проблем. На самом же деле, не в кино – все сложнее.

Огата-сенсей. Персонаж, дублирующий “вторым планом” функции других героев сериала. Он и в интернете наблюдает за Саем, и над загадками Шиндо голову ломает. Еще он – ученик Тойо Койо, но не главный, очень сильный игрок – но тоже не первый. Даже с Саем ему удается сыграть как-то неполноценно – пьяным!

Хонда… “Плохая им досталась доля…” Главной функцией Хонды в сериале, является, увы, показ переживаний “не прошедшего”. Юноша плачет, его реально жалко. Наверное, пожалели и создатели, “пропустив” его в полнометражке в “про”.

Фуку – такой забавный толстенький мальчишка, хороший друг, добродушный и веселый. Отличительная черта – слишком быстро играет. На самом деле – регулярно встречающееся явление. Авторы “Хикару и го” явно наказывают беднягу за легковесное отношение к игре, он пока не прорывается в профессионалы. Впрочем, время у него еще есть, изменит себя. Усерьезнет подход. Будет, как Хикару, ничего не замечать вокруг, ныряя с головой в пучину игры. Тогда, конечно, с его, Фуку, природной интуицией, далеко пойдет…

Ребенку много чего приходится для себя открывать. Жил Хикару в таком уютном детском мирке, отправился однажды экзамен сдавить, где конкурс – десять человек на место. Мало того, часть претендентов – взрослые, да еще и вовсе посторонние люди, а он играл, в основном, только с детьми. А вот этот совсем уже – бородатый, громко ругается, и воще – байкер!

С ним-то и пришлось играть в первом туре. Бедняга Шиндо весь ужался, просадил партию без борьбы. А кого испугался? Человек-то хороший, катал потом на байке, и даже болельщиком стал, переживал, когда Хикару “пропал”!

Самая колоритная выдумка создателей под занавес сериала – это Курата-кун (или Курата–сан для Хикару и Акиры, или Курата–сенсей для простых любителей). Толстый, добродушный, очень откровенный. Никаких камней за пазухой и прочей психологии. Балдеет от раздачи автографов, хвастлив, какая там скромность, подписывает: “Будущий кисей”, “По дороге к титулу Мейдзин”. Продолжайся показ истории дальше, и Курата затмил бы многих других героев “Хикару и го”, ведь он – тоже молодая надежда страны. Именно ему, как руководителю молодежной сборной Японии, принадлежит неординарное решение – в 23 томе манги – пересадить Шиндо на 1 доску в матче с корейцами.

Семья… Мама у Шиндо – как мама. Волнуется за сына, терпеливо сносит, когда он кричит вместо ответа на простые вопросы, падает в обморок, узнав, что ребенку, ставшему “про”, будут еще и гонорары в банк перечислять.

Есть у Хикару и дед, когда-то игравший в го на уровне сильного любителя. А у деда – чердак, а на чердаке – старый гобан, а в гобане – сами знаете кто. Так что без деда – никуда! В сериале не показан только отец Хикару, он появляется лишь в мувике, так и не поняв за столько лет, чем именно занимается его сын.Некоторые персонажи исправно выполняют роль мебели, такова уж их доля. Вот первый учитель Шиндо – Ширакава., он существует явно лишь для того, чтобы время от времени восклицать: “Он уже инсей (далее – про), а ведь еще (называется промежуток в годах) я обучал его правилам игры!”

Но одна забавность все-таки проскакивает: во 2 серии на занятие в школу го спешит пожилая женщина: “Ширакава-сенсей тоже хорошенький”. Перед этим она любовалась на Тойо Койо, не скрывая влюбленности в чемпиона. Вот такие побуждения бывают иногда к изучению го…

В “Хикару и го” – “секса нет”. Нет даже мельком показанных женских трусиков (по аниме-терминологии – фансервиса). Самая “неприличная” картинка – слева. Китайский двойник Вайи заинтересовался, всеми ли частями тела он… двойник?В современном кино и мультипликации герои лазают в интернет сплошь и рядом, все они – супер-хакеры, в многочисленных “Матрицах” и “Газонокосильщиках” пробраться в чужой компьютер – как два байта об асфальт. Как страшно все это далеко от действительности. То ли дело – “Хикару и го”. У главного героя нет даже своего компьютера, выручает интернет-кафе и добрая “Сестра Митани”. Фактический чемпион мира Тойо Койо не умеет пользоваться – по словам Огаты-сенсея – электронной почтой, он и играть по сети начинает, лишь попав в больницу. Тем не менее, именно с интернетом связаны многие волнующие моменты сериала. Сай при помощи Хикару играет во всемирной паутине под своим именем, за месяц с небольшим становясь легендой – ведь он не проиграл ни одной партии. Именно по интернету проходят узловые поединки Сая с отцом и сыном Тойя. А какое смятение охватывает Вайю после того, как Хикару проболтался самый чуток? Уж что-что, а интриги “всемирная паутина” в сериале добавила! Некоторых интересует, а на каком именно сетевом ресурсе играют герои “Хикару и го”? Это старейший из серверов – IGS, детали соответствуют использованию клиента Panda EGG.

Кроме основных 75 серий снят полнометражный фильм “Hikaru no Go: Journey to the North Star Cup”, (Тип: ТВ-спэшл (1 эп.), 77 мин. Премьера: 03.01.2004). В нем история продолжается, зритель вновь встречается с любимыми героями, заметно повзрослевшими. Завязка сюжета – отбор на молодежный международный турнир. Само состязание, где героям предстоит встретиться с сильнейшими юношами из Китая и Кореи, в фильме не показано, хотя в манге продолжение есть. Оставили для следующего фильма? Будет ли он снят?

Смотрится “Journey to the North Star” с удовольствием, но прежнего накала страстей, увы, нет.

Снята и самопародия “Hikaru No Go 64 Special”, примерно по сюжету истории с “волшебными” цветами на дне посудины. Но начинается эта хохма с того, что в школьном клубе играют в картишки. Сай, обиженный, ведь его не пустили играть, подсказывает явное не то, в руках Шиндо – джокер и так далее…

Замечу, что сюжет, начатый прямой линией приключений Хикару и Сая, постепенно разросся, включая все новые линии не только героев первого уровня, но и, казалось, брошенные и ненужные для основного драйва эпизоды. Так, в последних томах манги продолжает функционировать школьный клуб, несмотря на то, что из него ушли все те, с кем общался Шиндо. А поездка Исуми в Китай? Ей посвящена уйма времени. Зачем? Ясное дело, ведь сериал – просветительский в лучшем значении этого слова, надо было показать, как учат “на про” в соседней, кстати, социалистической, стране. Замечу, что китайские “вейчисты” в сериале изображены с нескрываемой симпатией, а их умение и традиции воспринимаются японскими игроками в го с огромным уважением. “Ведь я учился в Китае и тоже могу далеко рассчитывать варианты…” – подбодряет себя Исуми. Есть и европейские, и американские “герои 3 плана”, ведь в го играют сейчас по всему миру. Российских, увы, не показано.

Я знаю только два аниме-сериала, где персонажи реально “растут”, это “Стальной алхимик” и “Хикару и го”. Ростом, обликом, характером, всем тем, чему полагается изменяться по мере взросления мальчиков и девочек с превращением их, соответственно, в юношей и девушек. Посмотрите первые и последние, часто сотые и двухсотые, серии большинства иных творений – персонажи остались в них такими же, как и при первом явлении на экране. В крайнем случае, после 200 с лишком серий “Наруто”, герои скачкообразно вырастают – сразу на 2 года, с соответствующим измерением их линейкой для недогадливых зрителей…

В “Хикару и го” взросление незаметно, но из 12-летнего складного, бойкого пацаненка Хикару за 75 серий превращается в угловатого юношу, по отзывам любительниц аниме – красавчика (аниме-термин: бисёнен). Вырастают Акари, Вайя и Акира.

Есть и другие мелочи “по теме изменений”, приятно отличающие сериал от других. Меняются фазы луны, к примеру, а не вечное полнолуние на сто серий в иных аниме. Часы для го – в школьных турнирах – стрелочные, их заменяют цифровые в соревнованиях более высокого ранга. Во время учебы Исуми в Китае можем рассмотреть еще один вид измерителей времени, циферблаты коих обращены не к игровой доске, как в привычных для нас шахматных часах, а обращены к игрокам.

Попробуйте набрать в поисковике “Хикару и го”, включив программу в режим картинок. Вот знакомые кадры – из сериала, вот – из манги. А это еще что? Нет в Хикару таких картинок! Ан есть – это самодеятельное творчество поклонников аниме, герои сериала – в представлении фанов.Из интернета, источник: http://tordenson.livejournal.com/1730.html

Вот даже календарь с героями сериала в костюмах Санта.
Более того, мы находим какие-то листы с мангами, знакомыми и незнакомыми одновременно. Это додзинси – самодельные манги, изготовленные все теми же энтузиастами аниме и го. Не очень большие, юморные по преимуществу.

Разумеется, про героев сериала не только рисуют картинки. Некоторые “примеряют” их на себе, “вживаются в образ”. На форумах аниме, на игровых серверах мы частенько встречаем ники “Хикару” и “Сай”, а на аватарках – полюбившиеся рожицы.

Наконец, мы находим среди картинок в интернете нечто, ну ни в какие ворота… Подростки и взрослые люди, частенько толстячки – с рыжими челками, в футболках с цифрой 5. Или в белых старинных одеждах с высокой шапкой на голове – ну, чем не Сай? Это косплей – игра в переодевание. Даже оное коснулось “Хикару и го”. Тогда, логично предположить, должны быть и фанфики – короткие и подлиннее – тексты, дополняющие сериал, обычно именно в тех местах, где так хочется написать по-своему. И пишут эти любительские тексты. И помещают на сайтах, посвященных Хикару, и на страницах Живого Журнала – тоже специальных, для “Хикару и го”.

Как всякий удачный фильм, “Хикару и го” имеет иностранный римейк. Это мультфильм Weiqi Junior – буквально: “Юный игрок в Вейчи”, выпущенный в Китае в 2006. К сожалению, пока этот фильм не посмотрел, ничего сказать не могу, есть только несколько кадров в сети…Не падайте в обморок – шас такое скажу! По мотивам манги создано не только аниме, но и серия видеоигр. Да, да, компьютерные игры по манге об игре. Вот оно как завертывает иногда компьютерная современность!

Само собой, выпускаются фигурки, брелочки и прочие сувениры по теме.

Чего еще нет? Анекдоты? пожалуйста!

Хикару начал свой курс обучения игре Го.
Смотрите на гобан, — говорит Хикару, обращаясь к ученику, — что-нибудь видите?
Нет, ничего особенного не вижу, — отвечает ученик.
Хорошо, — говорит Хикару, — смотрите внимательнее, не замечаете никакого пятна?
Пятна? Нет, никакого пятна не заметно, — отвечает ученик.
Повторим попытку, — продолжает Хикару, — прошу Вас внимательно смотреть на гобан!
Извините, — говорит ученик, — я знаю, что Вы играете очень сильно, но какое отношение имеет к обучению Го то, что Вы просите?
Вы пока не можете понять мой метод, — отвечает Хикару, — прошу Вас не отвекайтесь, внимательно смотрите на гобан. Ничего не замечаете?Источник: http://old-master.weiqi.ru/2006/10/15/1/comments

Есть и серьезный подход, в частности, энтузиастами найдены партии-первоисточники всех игр из аниме-сериала. Как уже говорилось, сериал создавался при полной поддержке и, скорее всего, жестком контроле “материальной части” со стороны Nihon Kiin. Все использованные партии – это реальные игры великих игроков прошлого, да еще и подобраны со вкусом. Вот так “Хикару и го” удалось избежать многих условностей и недоразумений, присущих псевдоспортивному аниме.

Вот некоторые соответствия:
— Игра Сая и его плутоватого соперника в самом начале сериала — это игра Хонимбу Досаку против Ясуя Титэцу (09.11.1669)
— Игра Тои Мэйдзина, которую герои видят по ТВ во втором эпизоде, — это игра Такэмии Масаки против Отаки Хидэо (18 лига Мэйдзин, 08.02.1993)
— Первая игра между Хикару и Акирой — это игра Сюсаку (6 дан) против Хонимбо Сювы (8 дан) (15.1.1851)

В интернете (например, на http://www.xs4all.nl/~rongen17/Hikaru/hikaru099.html )можно найти не только полный каталог использованных в сериале партий, но и их записи в формате .sgf Их общее количество – более 100, выкладывать в рамках данной статьи не имеет смысла.

*

Интересно, что…
В “Хикару и го” серии именуются не сериями. А играми. Например, “Игра 65-я”.
Кстати, “Игра 65-я”: Вайя кричит Шиндо: Английские субтитры: “You idiot!” Русский перевод: “Ты болван!”
Иногда у Шиндо на одежке красуется цифра “5”. Эта игра слов, омоним к “го”.
Ударение в имени главного героя – на последнем слоге, правильно – ХикарУ.

Улыбку вызвало то, как изобразили японские художники корейцев. Они все такие круглолицые, и очень-очень раскосые, что среди героев-японцев в “Хикару и го” встречается нечасто.К слову, черты лица Хикару, Вайя и некоторых других героев находятся на границе того, что характерно для “белой” и “желтой” рас.

Кто мне разъяснит, что такое “высшее мастерство”, получит большую конфетку! К оному мастерству стремятся Тойо Койо и Сай. Под занавес Шиндо, вооружившись веером, тоже решает пошагать дорогой к этому самому. Соль в том, что “Высшее мастерство”, подозреваю, означает не просто очень сильную игру, а носит характер чего-то религиозно-мистически-мифологического, ну, почти как самадхи в буддизме.

Кстати о веере. В 75 серии ожидал, что Хикару, проснувшись, обнаружит у себя в руках или, например, рядом на подушке, веер. Но нет, пришлось покупать! Интересно, кому-то еще приходил в голову “волшебный” штрих?

Немного о Сае. Судя по его фамилии (Фудзивара) Сай из очень знаменитого рода. Исторически Фудзивара известны не меньше Минамото или Тайра. Род Фудзивара был основан в седьмом веке н.э. Фудзивара Каматари . Как минимум из пяти его ветвей выходили канцлеры и регенты (Коноэ,Кудзе,Нидзе,Итидзе и Такацукаса) не говоря о просто министрах и высокопоставленных чиновниках. На женщинах рода Фудзивара женились императоры Японии , скажем женой императора Гоуда стала Фудзивара Тадако . Встречались в роду также и поэты и ученые , к примеру Дзитин-касе(1155-1225) – буддийский священнослужитель , глава школы тэндай , известный в свое время поэт и ученый-историк или еще пример – Фудзивара Тамэакира , знаменитый поэт , один из составителей антологии “Син вака сюисю” (найдено в интернете http://www.animeforum.ru/index.php?showtopic=2959&st=100).

Порой создатели халтурили. Жаль, когда в неудачный момент. В заключительной серии: партия Хикару и Акиры, вершина интриги, лица крупным планом. Такое напряжение, и тут зритель замечает, что брови нарисованы “поверх прически”. Ну, простим им…

*

Многие из моих знакомых пересматривали сериал по несколько раз. Каюсь, сам в том грешен, но не раскаиваюсь, более того, будет возможность – пересмотрю еще раз, а может и не раз.

Огорчает лишь то, что еще одного подобного аниме создать, наверняка, не удастся. Нам довелось увидеть лучшее…

Хикару и Го [ТВ] [2001]
Hikaru no Go
Hikaru’s Go
Производство: Япония
Жанр: спорт, комедия, драма, фэнтези
Тип: ТВ (75 эп.), 23 мин.
Трансляция: c 10.10.2001 по 26.03.2003
Режиссёр: Нисидзава Сусуму
Снято по манге: Хикару и Го
Автор оригинала: Хотта Юми
.
Автор статьи “Хикару и Го” RossoPorco