Игра Го с древних времен имеет свое особое место в культурах народов Дальневосточной Азии. Китайцы, корейцы, японцы и вьетнамцы говорят на разных языках, но языковой барьер преодолевается благодаря китайской иероглифике и Го. «Для нас, азиатов, — пишет Миура Ясуюке, — вполне естественно вести деловые переговоры сначала с помощью письма – хицудан (общение с помощью кисти), а затем, играя в Го, шудан (общение с помощью жестов)». Как способ невербального общения игра Го представляет элемент дипломатических игр, которые стоят в
основе международных отношений.
Умение играть в Го является вопросом чести, достоинства, престижа, «сохранения лица». Есть много историй о игроках, королях и посланниках. С эпохи правления династии Ле Чунг Хынг (1533—1788) сохранилась очень интересная история о короле Вьетнама (Дайвиет) и посланнике Китая. Посланник Чан был очень горд своими способностями в игре Го. Однажды он пригласил короля за игровую доску, чтобы унизить его. Тогда король обратился за помощью к Ву Хыену (род. 1670), который занимал высокую государственую должность и был известен при дворе как сильный игрок в шахматы (ко-тыонг). Игра с китайским посланником была назначена на обеденное врямя в Зале Дракона. Ву Хыен, одетый как обыкновенный слуга, держал зонт, чтобы защитить короля от солнца во время матча. Но в зонте была маленкая дырочка, которая пропускала солнечный свет. Ву Хыен подсказывал королю его ходы, указывая ему солнечным лучом. Король выиграл три игры подряд, и китайский посланик был очень изумлен. Ву Хыен сберег честь короля и страны и получил прозвище «Самый сильный игрок в Го» (Dau Ky Tran Nguyen) — виртуоз в Го, эксперт. Умения Ву Хыена в игре Го до этого дня не афишировались. Если бы он был известен как игрок в Го, тогда это могло вызвать сомнения у китайского посла по отношению к слуге, который держал зонт. Ву Хыен был признан мастером Го, подобно тому, как в Средневековой Японии Хонинбо Сансы (1558—1623) был удостоен сегуном Одой Нобунагой (1534—1582) званием мейдзина (виртуоза). Международные отношения переплетаются с игрой на доске, потому что она есть способ для взаимного опознования и взаимпонимания на высоком дипломатическом уровне. В таком контексте можно интерпретировать картину, которая находится в парижком ресторане SIAM DINASTIE и изображает трех игроков в Го — китайца, таиландца и вьетнамца. Встреча этих благородных мужей не противоречит историческим реалиям. Интересно отметить присуствие игрока из Таиланда — слухи могут оказаться верными о том, что в Таиланде в Го играют представители королевской семьи. В книге «Восток встречает Запад…» Дейвид Лэй и Герри Хэмби отмечают: «Игра вейчи (Го) существенная часть многих азиатских культур и оказывает большое влияние на геополитическое мышление и поведение. Она поразительно напоминает международные отношения и ведение войны. Основанная на вейчи стратегия в международных делах ясно представлена в азиатском пути…». Характерной особенностью для азиатского пути является специфическая стратагематика, искусство хитроумных планов (стратагемы). «Стратагемность мышления и поведения, — пишет В. Мясников (а именно это понятие эквивалентно понятию игры), — относится к характерным особенностям именно китайской цивилизации, достижениям ее философской и политической мысли. Этот феномен, имплицированный в общественное сознание, с веками, перейдя национальные границы, отразился и на политической и общественной культуре таких восточноазиатских стран, как Япония, Корея, Вьетнам». И далее: «От важнейших политических проблем до игры в китайские облавные шашки „вэй-ци“ — всюду шло состязание (чжидоу) в составлении и реализации стратагем». Принципы игры Го, рассмотренной как военная и политическая модель, в частности были знакомы и вьетнамским стратегам. Общепринято считать, что во Вьетнамской войне (1964—1976) Северо—вьетнамская народная армия осуществила на практике стратегию, базировавшуюся на игре Го, с обходными маневрами и принципами Сун Цзы, чтобы ответить наилучшим образом на военную стратегию США, основанную на шахматной игре и лобовом (фронтальном) столкновении. Джон Хелмер прямо подчеркивает: «Эта игра была „вторым я“ северо-вьетнамских генералов, которые применяли ее принципы для нанесения ударов по американской армии во Вьетнаме в 1963—1973 годах, в конце концов приведших к ее поражению». Стратегическое мышление, обслуживающее военные и политические цели Запада, долгое время было связано с навыками, которые выходят из шахматной игры. Считается доказанным некоторыми современными аналитиками, что Вьетнамская война была проиграна США именно потому, что последние использовали шахматный подход против противника, у которого стратегические концепции выходят из игры Го. Эту тему надо серьезно исследовать.

Статья взята с сайта Нят-Нам.ру и немного подкорректирована. автор Константин Байрактаров (Болгарская Ассоциация Го)